15:36 

Оратория кантат

Слушаю тут Курёхина, "Лето" из "Воробьиной оратории", и про себя крещу эту вещь "путешествием мотива сквозь", потому что слышу мотив, хотя чаще — его вариации, когда он взаимодействует с другими мотивами: мотивами-пейзжами, мотивами-героями, мотивами-ветрами, мотивами-играми света, etc. У классиков сложнее услышать и увидеть историю, которую они рассказывают с помощью музыки, возможно, оттого, что никакую историю они и не рассказывают, и даже "Картинки с выставки" — это что-то статическое, точно как "Похороны куклы" — абстрактное. Точно как "Прометей" — огненный вихрь. Курёхин визуализирует музыку прямо в голове слушателя, и слушатель видит фильм (в некотором роде: больше он похож на вспышки света; сложно объяснить. как фильм про вспышки света, и главный герой — красный) — и есть чёткое ощущение, что это именно тот фильм, который имел в виду автор, а не простое сочувствие воображения слуху.

Скрябин, в отличие от него, вдруг стал похожим на собственную квартиру в Москве: и вся светомузыка, и запахи старых половиц, шкафов, кресел, бархатной подложки в рояле (крышка у него закрыта, но я же знаю, как пахнет пыльный бархат), молоточков в рояле, каких-то тканей, спокойствия, наполненности и тихого торжества.
"К жизни, к жизни — люди, звери, цветы и камни!"
В его музыке — пробуждение и свет. И много благодарности.

Ещё есть Танеев и Рахманинов, но в ограниченных количествах, потому что глубоко погружаться в чувства и мироощущения людей (а искусство — про это. не только, но) сложно и требует отдачи своих сил и своего собственного творческого начала. И отсюда вытекает, что для меня больше не существует никого, кто был бы связан с музыкой: разве что Дыр, но он больше "недостающее звено" в эволюции, чем какая-то ясность.

Поэтов тоже немного: Мандельштам, Бродский да Башлачёв. И то последний больше космос, чем поэт. Писатель и вовсе один — Керуак.

Если быть честной, читать — скучно, слушать — скучно, смотреть — скучно. Созидать и наблюдать этот процесс у других — интересно и здорово. Работа мысли, работа рук важнее и поразительнее итога, поскольку итог часто остаётся вне временной линии того или иного, непременно отдельно взятого пряника.

Загадки, ключики, пути и тропы — первостепенность. Поскольку всё одно, Чай.

@темы: размышь, музыка, буги дуги

URL
   

Под знаменем света

главная